Милош Форман — один из создателей киноиндустрии. Интересная творческая форма, особенная атмосфера, бесконечная любовь к своему делу. Всё это и многое другое воплощал в себе режиссер. Но 13 апреля 2018 года из жизни ушел творец культовых фильмов. Это трагическое известие облетело весь мир.
Каждый мечтает снять кино в Голливуде. Так думал и Милош Форман, которому однажды посчастливилось забраться на вершину мира кино. Собственно говоря, из этого мира он так и не вышел. На его счету 19 фильмов, некоторые из которых по праву можно считать культовыми. Знаменитая картина «Пролетая над гнездом кукушки» (1975) знакома каждому, кто хоть косвенно соприкасался с кинематографом. Но режиссура — это не предел его таланта и полёта фантазии. К 13 картинам Форман написал сценарии, в том числе и к фильму «Призраки Гойи» (2006), в котором он выступает еще и в качестве режиссёра. Данный сценарий стал последним в его жизни, по которому был снят интересный и глубокий фильм.
Но если рассматривать кинематографический путь Формана в целом, что же он из себя представляет? Как персонаж всем известной сказочной истории, мужчина познавал «страну чудес», снимая фильмы на различные тематики, не стесняясь собственных сценариев, оригинальных режиссерских ходов, тем самым превращаясь в мастера выбранной профессии. Наполненные смыслом и красотой, фильмы Формана восхищали зрителя, заставляя погружаться в мир его сценария, кинокартин.
Путь Милоша Формана в кинематографе начался в возрасте четырёх или пяти лет. Родители отвели мальчика на показ документального фильма про оперу «Проданная невеста» Бедржиха Сметаны. Немое кино на тот момент было основным видом досуга, связанным с кинематографом. Спустя годы, деятель искусства признаёт данное знакомство с кино лучшим из всех, что могли бы быть. Так и начался его долгий режиссёрский путь, на котором не обошлось без ухабов, а чёрная и белая полосы частенько сменяли друг друга.
Каждый фильм творца наполнен философским смыслом, который вкрапляется в реальную историю, не ломая ее и не оставляя зрителя за бортом событий, в качестве стороннего наблюдателя. Наоборот, Милош Форман всегда старался вовлекать тех, кому интересно его творчество, в своеобразную «борьбу умов», подпитывая интерес к своему произведению. При этом выбор режиссера в большинстве падал на реальные истории, а не вымышленные. В своих картинах он раскрывал когда-либо существующих героев той или иной эпохи, показывал их с разных сторон, тем самым давая возможность зрителю формировать мнение самостоятельно, хотя и опираясь на факты и исторические фрагменты. Причем судьба каждого из выбранных для истории людей либо завершалась трагически, либо непосредственно жизнь личности была окутана тайнами и страданием.
Если мы рассмотрим с данной позиции фильм «Призраки Гойи» (2006), то поймем, что фильм раскрывает не только творческую сторону Франциско Гойи, но и показывает нам его человеческие качества.
Фото: generalfilm.org
Ситуации, происходящие с жизнью художника, заключают в себе немыслимые испытания с точки зрения морали и нравственности, а так же попросту человеческого отношения к жизни. И здесь проблема выбора «стоит ребром». Она настолько явственно ощущается, что ее можно потрогать и погрузиться в суть вопроса на максимально глубоком уровне. Ведь мы говорим о временах, когда в Испании царила инквизиция. Муза знаменитого художника была слишком красива, чтобы темницы не заточили ее в своих холодных стенах. Женская красота в те времена считалась признаком бесноватости. Зачастую красавиц нарекали ведьмами.
Фото: filmpro.ru
Попав в заточение, девушка забеременела, но потеряв ребенка и не отыскав возможности выбраться, обезумела. Гойя предпринял все, что было в его силах, дабы помочь девушке. Художник до конца своих дней хранил в своём сердце и мыслях образ музы, не отпуская его ни на минуту. Именно такая романтичность и трагичность была необходима данной картине. Разумеется, фильм получил исключительную оценку в обществе, а история заставила зрителя задуматься о том, что он имеет возможность видеть на улицах сегодня.
Таким же выдающимся фильмом можно считать и картину «Амадей» (1984). Драматичная история одного из величайших композиторов всех времён и народов, который своей музыкой покорял сердца придворных дам, — Вольфганга Амадея Моцарта.
Фото: kinoinfo.ru
Мы снова можем заметить трагизм и исключительность характеров. Зависть Сальери по отношению к таланту Моцарта возмущает. Не меньше того возмущает и то, что Сальери под эгидой такого отношения плел интриги вокруг коллеги. Особой привилегией было и приближенное положение к императору Иосифу II, которое позволяло распускать сплетни на доверительном уровне. Но это факт, который режиссер доносит до зрителя. Своей же четко очерченной режиссерской позиции по отношению к истории конфликта Моцарта и Сальери, у Формана нет, что крайне важно для зрительского умозаключения. Добавим к сказанному мысль о том, что картина основана на реальных событиях, описанных во многих фолиантах. Все это создаёт неповторимый шарм вокруг фильма и самого исторического момента, тем самым лишь усиливая интерес к описанным событиям.
Больше всего шармом окутан фильм Милоша Формана «Народ против Ларри Флинта».
Фото: filmpro.ru
Причем шармом разврата и похоти, краеугольным камнем которой можно считать своеобразное нарушение закона. Таинственность присуща и данному реальному фрагменту, основа которого находит себя в человеческих качествах героев. Это подкупает больше всего, не может оставить равнодушным. Способность видеть себя в мире и мир в себе отличает главное от второстепенного, выделяет частное среди общего. И героям этой истории такое присуще.
Фото: filmpro.ru
Помимо страсти и разврата, в воздухе витает неощутимая, но крайне чувствительная атмосфера родного отношения к любимому человеку, пусть и в несколько извращенной манере. А это вновь возвращает нас к незыблемым понятиям, которые заключает в себе жизнь.
Философия кино и умение в такой «грязной» истории увидеть зерно здравости и красоты — это отличительная черта и каллиграфический почерк Милоша Формана. Он представлял собой «Капитана Фантастика» того времени, когда кино было истинным призванием, а умение видеть в фильме нечто большее, чем красивую картинку, — показателем качества и наполненности.
Отрицать профессионализм Формана — дело неблагодарное. Его талант и умение работать не имеет смысла подвергать сомнению. Вывод напрашивается сам — его талант еще долгое время будет оцениваться любителями кинематографа. В памяти останется множество его картин, которые кого-то вдохновляли, а кому-то помогали лучше познать самого себя. И именно такой отпечаток в жизни и в мире
мечтает оставить каждый из нас.
Автор: Тамара Мержоева
Редактор: Мария Иглина
Фото: yugopolis.ru