Закрыть
Сейдозеро. Заполярная поездка на Кольский полуостров

Тимур Ягодин, бывший сотрудник нашего издания «GOODBYE-OFFICE», недавно вернулся из поездки в Заполярье. Он рассказал про поход на Сейдозеро в Мурманской области, на Кольском полуострове.

Дорога

Чтобы туда добраться, нужно проехать Карелию на север за полярный круг.

Нас было трое: я, мой друг и его жена. Добирались на самолёте до Оленегорска, оттуда на такси за 2000 р. в Ревду. Ревда — это посёлок, где есть полузаброшенный рудник. Уже от него идти 12 км пешком до Сейды через перевал.

Само по себе расстояние для туристов небольшое. Но мы впервые пошли в большой поход и переборщили с оборудованием. Не рассчитали. Я взял рюкзак весом в 33 кг. Для 8-дневного похода, не считая дороги, это много. Можно было уложиться в 20-25 кг. Мы шли часов 10 и было очень тяжело.

Озеро находится в горной чаше – вокруг плато. Оно не очень высокое, но подняться на него с рюкзаком тяжело. Поднимаешься по пологой части, заходишь на плато и идёшь по нему определённое количество км по лесу. Снова спускаешься к озеру.

На спуске, когда начались деревья, мы увидели начало озера. Визуально оно ощущалось близко, и мы подумали, что осталось чуть-чуть. Но в реальности «влетели» ещё часа на 4-5. По лесу идти было тяжелее.

До спуска было легче, потому что плато, по которому шли – пространство полностью открытое. Ты видишь дорогу и психологически легче. Идёшь, упал на мох, отдохнул и пошёл дальше.

А когда спускаешься – у тебя вокруг деревья и непонятно куда идти, тропинки путаются.

Стоянка

Это первый опыт похода на 8 дней, не считая дороги. До этого было максимум 2-3 дня и в палатках. В этот раз ночевали в гамаках.

Мы выбрали одну стоянку – маленькое озеро перед Сейдозером и жили только там.

Озеро с проточенной кристально чистой водой. На дне голубая глина – у неё интересный оттенок – голубовато-серый. Жили рядом с ним и ходили на основное озеро, гуляли рядом, лазили наверх без рюкзаков.

Думал, что будут мишки. Купил специальный перцовый баллон и светошумовую ракетницу. Но как оказалось там очень туристическое место.

Мы два раза встречали группы по 22-24 человека. В день встречались с людьми порядка пяти раз. Ходишь – там лагерь, тут лагерь. В плане туризма очень оживленное место. Куча протоптанных тропинок.

Это место считается в плане энергетики очень сильным – Место Силы.

Если смотреть на скалы, видно образ человека – лицо. Мох вырос таким образом, что сформировалось изображение, силуэт человека – Куйва.

Восемь дней жили, смотрели на скалы и очень много образов фантазия дорисовывала. Такое место живое.

У местных оно считается священным.

Нам посоветовали посетить это место друзья, мы интересуемся энергетикой, поэтому было интересно. Там действительно красота космическая. Люблю русский север.

Я много где был: в странах Азии, Австралии, Штатах, Мексике. Имею представление о мире в визуальном плане – походить, побродить, природа. Мне больше всего нравится северная природа.

В том месте совсем не было связи. Это здорово: ты «не втыкаешь» в телефон и соцсети, ни с кем не общаешься. Вылетаешь из социальной жизни.

Там была пара – мужчина и женщина в возрасте. На вид около 60 лет. Они были полными, совершенно не спортивного телосложения. Жили с палатками. Переход достаточно сложный. Я думал, что их забросили на катере с соседнего озера Ловозеро на берег.

Как-то бегал звонить жене на перевал, т.к. только там была хоть какая-то связь. На обратном пути встретил их и увидел, как они идут по лесу. Мне показалось, что для них это было тяжело. Но они шли и это очень круто!

Так же мы встретили человека, который там жил один всё лето. На вид ему было 35 лет. Когда к нему подошёл, он полностью голым сидел на камнях и просто смотрел на речку. Это уровень: аскетично живешь, сидишь на камне и созерцаешь природу.

В этом походе я как-то расплылся по всей площади 8 дней. Находился сразу везде, в каком-то полусне. В конце появилось ощущение, что начали повторятся дни.

Пока нас не было, стояла аномальная жара 30 градусов; когда мы пришли, она была ещё день-полтора, а потом начало холодать. В последнюю ночь ребята вообще спали в одном гамаке.

Я люблю играть на варганах и других этнических инструментах. Поэтому мы взяли с собой варганчики, бубен, чашу, Джеридо – большую трубу. По вечерам играли на варганах около костра и ходили на специальный камушек, занимались практиками.

Питание

Мы вегетарианцы.  Едим молочку, а рыбу, мясо и птицу — нет. Набрали круп, супчики готовые, чечевицу, нут. И всё супер. Пища была однообразной, но я спокойно могу есть такую – мне нормально.

Очень не хватало сладкого в походе, лёгких углеводов. И шоколадки, которые не нравились в Москве — залетали на ура в походе. Вообще вся еда, которая не нравилась в городе, где много выбора, хорошо заходила.  Ты был рад, что она у тебя вообще есть.

Бюджет

Если опустить оборудование, то около 13 000 — 15 000р.: билеты на самолёт туда-обратно, вся еда в поезде, в походе и на обратной дороге, такси и прочее.

Поскольку люблю покупать себе хорошие вещи из туристического оборудования, у меня оно дорогое. Например, нож стоил 5000 рублей. Можно обойтись ножом за 500р, а кто-то берёт за 25 000р.

Рекомендации

• Изучить информацию и посоветоваться с теми, кто это уже делал. Многие ребята,    которые занимаются туризмом – открытые и отзывчивые.
  • Быть готовым к трудностям. Например, всю неделю могут быть дожди – как у нас последние 4 дня. Мы замерзали периодически, все время были мокрые. Всё мокрое – неприятно.
  • Положительно, легче ко всему относиться. Когда ухожу в поход, готов к тому, что буду в непривычной, возможно агрессивной для меня среде и обстоятельствах. Я просто доверяюсь на это время той местности, в которой нахожусь, и тому, что со мной происходит.
  • Меньше брать вещей, рассчитывать. Например, я взял лишнюю кофту, тяжёлый топор, душ походный – всё это лишнее. Мелочи, которые формируют вес на 3-4 кг. Но когда у тебя нет 3 кг на протяжении 10 км – это плюс, тебе легче. Обратно мы дошли за 4 часа. Туда добирались 10. За это время полазили по горам – тело привыкло.

Почти всю нашу еду, около 6-8 кг, мы съели. А то, что не съели, оставили другим туристам, которые там оставались. Так принято – когда уходишь, лишнее ты оставляешь другим. И за 4 часа налегке мы добежали.

Местных я не особо прочувствовал, потому что мало с ними общался. Выглядят они закрытыми, достаточно суровыми, но по общению абсолютно адекватные, отзывчивые. Готовы помочь.

Довезли нас обратно бесплатно, сказали, что мы наглые, потому что завалились с рюкзаками. Выходили, я спросил сколько мы должны денег и сказали: «Ладно, выходите бесплатно».

Это хорошее место.  Русский север.