Закрыть
Мунк в Третьяковке

Мунк в Третьяковке

«У меня нет детей. Только картины», — фраза легендарного норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка, чья выставка впервые представлена в России.

О ВЫСТАВКЕ

Невозможно понять глубину работ Эдварда Мунка, этот холодный страх в глазах его героев, не проникнувшись жизнью самого Мунка, его душевными истязаниями. Сложная судьба здесь ключевое звено. Мунк рано потерял мать, а его отец не смог пережить это и ушел в религию, читая детям постоянные напутствия из Библии, из которых маленький Мунк понимал, что точно попадет в ад. Эта тема смерти и образ ада — одна из главных в его творчестве.

АВТОПОРТРЕТЫ

На выставке именно с этого начинается показ его работ. Заходишь — и перед глазами ярко-красный, огненный «Автопортрет в аду» с удушающим горлом у Мунка и черным демоническим пятном за спиной.

Сам художник говорил: «Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я?». Не знаем, Мунк, но оказавшись перед твоей картиной, мы точно можем сказать, что ад почувствовали…

Следующая картина — «Автопортрет с бутылкой вина».

Склонившийся над бутылкой и пустой тарелкой, Мунк сидит за столом в ожидании обеда. Этот потерянный взгляд, глаза и сложенные руки говорят скорее не об отчаянии, а терпении. Мунк изобразил себя уставшим. Видимо, слишком уж долго он пытался утвердиться в статусе художника, слишком много критики пришлось пережить перед тем, как оценили его талант.

Склонность к депрессии, злоупотребление алкоголем, частые болезни — все это, каждый пережитый момент, каждая эмоция: боль, отчаяние, страх, ревность душили его, и единственным облегчением, отдыхом его больной души были именно его работы. Каждый автопортрет — это пережитый момент жизни, он фиксировал свои изменения внешности, внутреннего состояния после душевных потрясений.

Ощутить эту атмосферу можно даже перед просмотром его работ: когда заходишь в Третьяковку, чувствуешь сильный холод из каждой двери, у каждой картины… Символично, не правда ли? Особенно, когда при просмотре добавляется неподдельный внутренний холод.

Именно с автопортретов художника зрителям предлагается начать выставку, потому что создается этот загадочный, больной образ Эдварда Мунка. Теперь можно смотреть его шедевры.

ПЕЙЗАЖИ

Сверху — вниз, так строится выставка. Спускаясь с 3 этажа, мы идем на 2. Здесь нас ждет немного света среди «Мунковского» мрака, ведь часть выставки посвящена теме природы. И главная картина здесь — «Солнце», она сразу же выделяется среди других.

Будто что-то светлое все-таки было в жизни Мунка. На картине солнце, каким Мунк увидел его ранним летним утром в Крагерё. Там Мунк создал свои лучшие зимние пейзажи (которые также представлены на выставке). Но ему там не нравилось, так как он был уроженцем восточной части страны. Пейзаж в Крагерё был для Мунка слишком голым, слишком бесплодным.

ФРИЗ ЖИЗНИ

Центр экспозиции — цикл картин «Фриз жизни». Он действительно заслуживает большого внимания. На выставке 1902 года Мунк развернул «Фриз жизни» — поэму о жизни, любви и смерти» — серию из 22 картин, среди которых были работы с названиями «Отчаяние», «Меланхолия», «Беспокойство», «Ревность» и «Крик». Наконец, Мунк получил признание от критиков искусства, хотя публика всё ещё находила его работы неприятными и странными.

В этом цикле и знаменитейшая картина «Крик», ради которой многие и захотели посетить выставку. Одна из самых известных и воспроизводимых в современном мире. После продажи за $199,9 млн на Sotheby’s в 2012 году, «Крик» стал самым дорогим произведением искусства, проданным на аукционах. В Третьяковке, к сожалению, «Крик» представлен в самом бледной карандашном варианте и черно-белом цвете (Мунк любил рисовать свои работы в нескольких версиях).

Но даже так картина пугает. Бесполое существо на мосту, замершее в ужасе. Волнообразные линии пейзажа повторяют его контуры. Говорят, что в «Крике» изображен мост, который был популярным местом для самоубийц и находился рядом со скотобойней и сумасшедшим домом, где сестра Мунка лечилась от шизофрении.

Сам художник называл картину «Крик природы». В своем дневнике он писал (эти цитаты есть у многих фото на выставке): «Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу».

Выставка Мунка — это то, что нужно посетить. Экспрессионизм каждый понимает по-своему. Так искусно передать страх, отчаяние, одиночество, свою боль мог только Эдвард. И пусть холод Третьяковской галереи и картин Мунка подарит вам незабываемые эмоции…

Автор: Мария Седова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть