«Идея не в том, чтобы жить вечно,
а в том, чтобы создать нечто такое,
что будет жить вечно»
Энди Уорхол
25 сентября открылась ргандиозная выставка «Я, Энди Уорхол». Она проходит в выставочном зале Союза художников России, в здании Новой Третьяковской галереи на Крымском Валу. На этой выставке представлено более 200 работ художника. От самых узнаваемых образов Мерлин Монро и банок с супом Кемпбелл, до документальных кадров.
О художнике
Энди Уорхол покорил Америку 60-ых, а потом и весь мир, создав новое направление — «Коммерческий Поп-Арт». Родился он 6 августа 1928 года в Питтсбурге, штат Пенсильвания. Энди Уорхол — сын словацких эмигрантов, настоящие имя и фамилия художника — Андрей Вархола. Еще в детстве в Питтсбурге Энди посещал художественную студию при институте Карнеги, куда в дальнейшем и поступил в возрасте 17 лет. Еще в студенческие годы молодой Уорхол экспериментировал с разнообразными техниками и материалами. После обучения Энди Уорхол переехал в Нью-Йорк, где занялся рекламой. Он рекламировал пепси-колу, обувь, водку, фильмы и участвовал в разнообразных издательских и рекламных проектах.
Слава пришла к художнику, когда тот начал работать с образами знаменитостей. Уорхол брал их портреты и обрабатывал в технике шелкографии, которая представляет собой воспроизведение различных изображений с помощью трафаретной печатной формы. Она выглядит как мелкоячеистая сетка, сквозь отверстия которой краска переносится на холст или другие поверхности. Шелкография предполагает массовое производство, так что создание полиптихов с портретами Мао, Мерлин Монро и других знаменитостей наиболее удачны именно в этой технике. К примеру, множество изображений известной актрисы и певицы, постепенно теряющие цвет и яркость как ничто другое иллюстрирует физическую смерть и исчезновение её образа из массовой культуры.
Творчество Энди Уорхола сейчас определяют как поп-арт, ведь художник соединил Рекламу с Искусством, что обозначило его как одну из главных фигур 20-го века в искусстве. Помимо работы с банками супа и портретами знаменитостей, Энди Уорхол также пробовал себя в кинематографе и других сферах искусства. Выставка хорошо знакомит со всеми творческими опытами Энди Уорхола и показывает разные грани его личности.
Концепция выставки
Концепция выставки состоит в том, что Уорхол — личность уникальная, он смог объединить дизайн и искусство. Его неповторимое видение окружающего перевернуло мир искусства 20-го века с ног на голову.
Вступление
Выставку открывает протяжная информационная стена. Она разделена на три сюжетные линии: биография художника, сопутствующие годам события, происходящие в Америке и киноленты, выходившие в прокат на тот момент. Последняя сюжетная линия обоснована причастностью Энди Уорхола к киноиндустрии и предназначена для того, чтобы зритель мог ориентироваться во временных промежутках, сопоставлять происходящее в Америке и СССР.
Реклама как искусство
После информационной части перед нами предстают ранние рекламные работы Энди Уорхола (на тот момент еще Андрея Вархолы). На витрине размещены журналы «HARPER’S BAZAAR», «VOGUE», а также рекламное объявление «OPERA NEWS». С журналом «HARPER’S BAZAAR» связана довольно увлекательная история. Переехав в Нью-Йорк, Уорхол какое-то время жил в квартире с коммуной художников. Как в последствии говорил Энди Уорхол об этом времени, постоянными его спутниками были тараканы, которые повсюду шныряли без остановки. В этот момент молодой художник тщательно готовил портфолио для работы в журнале, но, когда он пришел на собеседование, из папки с работами прямо на стол вылез таракан. Редактор пожалел Уорхола и принял на работу. С этого момента Энди Уорхол стал дизайнером и оформителем.
Зал Уорхола Знаменитого
В следующем зале представлены наброски и зарисовки знаменитостей. Далее следует главный зал с самыми известными на сегодняшний день работами Энди Уорхола. По замыслу кураторов, зал главный не потому, что в нем представлены знаменитые банки с супом Кэмпбелл или портреты с изображением Мерлин Монро, а потому что именно после них художник приобрёл свою известность. С этого момента появляется тот Уорхол, которого мы все знаем. Он всегда изображал только то, что он сам любит, а любил он доллары. Он понимает и любит массовую культуру.
В зале располагается работа с Кока-Колой, она как нельзя лучше описывает искусство художника, ведь Кока-Кола — это тот продукт, который употребляет и простой рабочий, и президент, при этом ее вкус был одинаков и для первого, и для второго. Кока-Кола — символ Америки, универсальный продукт для всех. Именно таково искусство Уорхола, оно одинаково «вкусное» для всех. Однако именно за массовость и рекламу в его адрес будет поступать нелестная критика со стороны художников.
Большинство работ художник выполнял в технике шелкографии, которая сама по себе говорит про массовость. Нужен только один трафарет, а дальше бесконечное множество копий. Искусство в массы. В этой технике представлены уже упомянутые работы Мерлин Монро, выполненные в первые десять дней после ее смерти. Мерлин Монро интересовала Уорхола по двум причинам: во-первых, она была красивой, а он любил красивых людей, во-вторых, она была предметом массовой культуры, она была сама по себе как бренд.
Нельзя обойти стороной и портеры Ленина, Мао и Кеннеди, расположившиеся дальше. Опять же, это не просто известные политические деятели. С точки зрения художника они были брендами стран, потому, как и в СССР и Китае их портреты были повсюду.
Зал идентичности
Следующий зал — зал идентичности. Уорхол всю жизнь занимался поисками себя, как в разных областях искусства, так и изнутри. В зале представлены фотографии, исследующие идентичность, созданные вместе с фотографом Кристофером Маркусом. Фотопроект показывает личность Уорхола не как художника, а как личность в поиске. На выставке так же представлены фотографии со съемок фильмов и мероприятий, дабы зритель мог понять его как человека, медийную личность и мастера своего дела.
Атмосфера работы художника
Дальше идет самый интересный зал, который повторяет знаменитую «Фабрику» Уорхола. Это место — мастерская, культурный объект, где происходила светская жизнь Нью-Йорка. Кураторы воссоздали фабрику в том самом виде, в котором она функционировала: серебряные стены, манекены, диваны, кино и музыка. Здесь можно полностью погрузится в атмосферу, окружавшую Энди Уорхола.
Виниловые пластинки
Еще одной изюминкой выставки стали виниловые пластинки над обложками которых работал художник. Каждая из них уникальна. Тут представлены «Diana Ross», «Rolling Stones», «The Smiths» и многие другие исполнители, работавшие с Уорхолом. Однако самой знаковой представленной виниловой пластинкой является «The Velvet Underground & Niko» с знаменитым бананом Энди Уорхола. Некий опознавательный знак, символ, который считывается каждым зрителем выставки. «The Velvet Underground & Niko» — дебютный альбом группы, ставший впоследствии одним из знаковых в истории рок музыки. Он оказал немалое влияние на музыкальную сцену. Альбом занял 13-ое место в списке «500 величайших альбомов всех времен» по версии журнала «Rolling Stone» в 2003 году. А в 2020 он занял 23-е место.
На обложке изображен яркий жёлтый банан с подписью «Peel slowly and see», что в переводе означает «медленно снимай шкурку и смотри». Эта надпись была помещена не просто так, помимо завуалированного смысла она имела и прямой. На первых изданиях пластинки банан был наклеен на конверт, а не напечатан на самой обложке. Если отлепить банан, то под ним скрывался очищенный розовый банан, уже нанесенный на саму обложку. Песня «All Tomorrow’s Parties» была одной из любимых песен самого художника. Он неоднократно упоминал её в своих дневниках.
Почему же стоит посетить выставку «Я, Энди Уорхол»?
Во-первых, эта выставка уникальна благодаря собранным на ней предметам искусства. Она одна из крупнейших в России за последнее десятилетие. На ней зритель увидит Уорхола не только как художника Поп-Арта, но и как человека. Во-вторых, ознакомление с разными сторонами его творчества принесёт очень много новых открытий. От фильмов и музыки, до мыслей, возникающих при просмотре экспозиции.
Кураторы:
Куратором выставки стал знаменитый Джанни Меркурио — художник, фотограф и писатель. Специалист по искусству Энди Уорхола.
Организатор выставки — Александр Начкебия.
Автор: Евгения Беллини
Редактор: Ольга Шарова
Фото: Дарья Комарова