Закрыть
Ведьмак: от истоков до наших дней

Ведьмак: от истоков до наших дней

История Геральта из Ривии сейчас известна почти каждому — кому-то по книгам Сапковского, кому-то по играм The Witcher, а кто-то знаком и с тем, и с другим. К 2019 году компания Netflix планирует снять сериал по этой вселенной — чего все очень ждут. А мы сегодня, пожалуй, вспомним, какой путь Ведьмак прошёл за это время.

В далёком 1985 году Анджей Сапковский написал небольшой рассказ «Wiedzmin» (Ведьмак по-польски) и отправил его в журнал «Фантастика» — для конкурса. Тогда он ещё не был состоявшимся писателем. Получив образование в сфере внешней торговли, около 20 лет Анджей работал по специальности, иногда сочиняя что-то, в качестве хобби. Он отправлял свои работы в разные журналы, даже рыболовные. После он начал переводить для того самого журнала «Фантастика», публикация в котором перевернула жизнь будущего писателя. Сапковский слабо верил в успех в намечавшемся конкурсе. Он выбрал фэнтезийный жанр для своей новой истории — исключительно из-за его непопулярности, а значит и новизны. Долго размышляя, что взять за основу для произведения с таким маленьким объёмом, он решил переделать какую-нибудь сказку или легенду:

«И мне вспомнилась польская сказка про молодого сапожника, который явился в некий город, освободил его от чудовища, убивавшего людей, и взял в жёны королевну. Я сказал себе: это идиотизм! Такие дела не делают сапожники, сапожники шьют сапоги, а такими вещами занимаются профессионалы. И я придумал профессионала».

Целый год Сапковский ждал результатов конкурса. И, вопреки ожиданиям, рассказ выстрелил. Заняв третье место, Анджей начал получать письма из редакций, с просьбами продолжить. Изначально развивать сюжет Ведьмака он не планировал, но, поддавшись влиянию нарастающего успеха, написал ещё семь историй про Геральта из Ривии, которые потом были объединены в первую книгу — «Последнее желание». Следом вышла ещё одна, с 13-ю рассказами — «Меч Предназначения». А потом Сапковский и вовсе замахнулся на целую сагу о Ведьмаке и Ведьмачке, занявшую целых пять томов.

На этом Анджей решил поставить жирную точку, отказавшись писать продолжение. Но в 2013 году мир увидел ещё одну книгу по Ведьмаку — «Сезон гроз».
«Я говорил, что не буду продолжать историю ведьмака. Я её и не продолжил. Но я никогда не исключал возможности вернуться в мир ведьмака с самостоятельной историей — сайдквелом, как это называют на английском. «Сезон гроз» и стал такой историей».

Одними книгами, как известно, всё не ограничилось. Хотя Сапковский был против идеи визуализировать историю о Ведьмаке, когда к нему пришли Матей Паровский и Богуслав Польх с мешком денег и разумным предложением сделать комикс, он подумал — может что и получится. «Начали мы работать. Паровский, редактор «Фантастики», писал сценарий, Поль рисовал. Потом мне показали результаты. Когда я попробовал потихоньку возразить, мне сказали: «Молчи, сукин сын! Ты своё уже написал, теперь наша работа…» И я больше ничего не говорил». Комикс, в конечном счёте, не покорил читателя, оставшись лишь страницей (из тех, что стараются не вспоминать) в истории Ведьмака.

Ещё одной не самой удачной попыткой визуализировать историю Геральта из Ривии был польский сериал, снятый телестудией Heritage Films в 2001. По словам Сапковского, договорённость была на экранизацию двух сборников рассказов — «Последнее желание» и «Меч предназначения». И всё же, по не ясным причинам создатели рискнули в некоторых аспектах существенно отойти от канона, что и сыграло с ними злую шутку.

Уже можно было бы отчаяться, предположив, что труд Сапковского просто невозможно переложить в какой-либо другой формат, кроме книжного, но ситуацию исправили CD Project RED. Они были небольшой и малоизвестной польской компанией и не имели опыта создания подобных проектов. Всё, чем они могли гордиться — это локализация в Польше таких игр, как Diablo и Baldur’s Gate. Оказавшись в затруднительной ситуации из-за срыва проекта локализации на PC Baldur’s Gate: Dark Alliance, CD Project должны были в кратчайшие сроки найти себе новое, достаточно многообещающее дело. Шёл 2002 год, книги Сапковского пользовались популярностью как в Польше, так и частично за её пределами — и ребята решили, а почему бы и нет?

«Мы не знали, как их делать, мы были просто парочкой заядлых геймеров, которые хотели начать разработку, не имея никакого опыта. Так и появился The Witcher 1».

С правами проблем не возникло. На тот момент ими владели Metropolis Software, которые также думали создать игру по вселенной Ведьмака, но проект оказался для них слишком амбициозным. Заключив с Анджеем Сапковским договор на передачу прав за относительно небольшую сумму, они получили полную свободу в использовании его трудов. Об этом писатель потом очень жалел. «Сначала они предложили мне процент от продаж. — рассказывает Сапковский. — Я сказал: «Нет, не будет никаких продаж — дайте мне все мои деньги сразу! Полную сумму!». Это было глупо».

«Я был настолько безрассуден, что продал им права на всё сразу, потому что не верил в их успех. Но кто мог предугадать их успех? Я не мог».

Сперва CD Project тоже недооценили свои силы. Изначально проектом занимался небольшой филиал в г. Лодзи, который пришлось распустить после выпуска скромной демоверсии. Переведя сотрудников в Варшавский офис, они начали привлекать лучших специалистов. У компании был только один шанс выстрелить, и в это вкладывались все возможные ресурсы. Пришлось немало попотеть в борьбе с китами игровой индустрии, с которыми сотрудничали CD Project в процессе. Те то и дело норовили диктовать свои условия, использовать лазейки в договорах, судиться, пытаться поглотить маленьких CDPRED, но они всё выдержали. К проекту привлекалось немало молодых и ещё не реализовавшихся талантов, многие из которых после работы над Ведьмаком ушли в крупные, известные компании.

Так, сперва в 2007 вышла The Witcher, которая почти сразу привлекла к себе внимание, получив высокие оценки и мировую славу. «The Witcher 1 — это — я не люблю это слово — «хардкорная» RPG с тяжёлым интерфейсом и сложной механикой. Если бы я сел в неё играть сейчас — пришлось бы нелегко», — так описал первую часть серии сооснователь CD Project RED, Марчин Ивиньский. Вторая часть, The Witcher 2: Assassins of Kings (2011), вышла более красочной, с улучшенной графикой, но тоже имела свои недостатки: она была излишне сложной и, в сравнении со своей предшественницей, более «проходной» — сюжетная составляющая немного подкачала. Даже так, игра всё равно пожинала свои честно заслуженные лавры.

Казалось бы, куда же лучше — а лучше было куда. Изюминкой на торте итак нашумевшей серии оказалась её третья часть, The Witcher 3: Wild Hunt, вышедшая в 2015 году. Сорвав овации ещё до релиза, Дикая Охота превзошла все возможные ожидания, подняв планку качества на неведомый ранее уровень.

Марчин Ивиньский об одной из особенностей мира Ведьмака, а именно о «негеройском» протагонисте:
«Это пришло напрямую из прозы Анджея Сапковского: нет четкого различия между добром и злом. Нужно думать о своем выборе, и ты не знаешь, какой будет результат — как и в реальной жизни. За это мы и полюбили книги Сапковского. Во многих американских RPG быстро становится понятно, что хорошо, а что плохо. Все сводится к тому, что нужно найти и победить главного злодея. Затем фанфары — вы победили. Это все очень здорово, но давайте добавим сюда новый аромат: больше неоднозначности, больше сложных персонажей, которые более реальны, потому что напоминают нас самих. Мы не всегда довольны нашими жизненными выборами. Даже простая ситуация может обернуться большими сложностями. Порой вам кажется, что вы приняли правильное решение, а потом говорите: «О, я облажался. Как происходит и с моей жизнью». Это все немного «Ведьмак».

Весь этот успех Ведьмака на поприще игровой индустрии не мог не сказаться на самих книгах, где история зародилась. Они начали активно переводиться на английский и обретать популярность всё дальше и дальше по всему миру. Но у самого Сапковского всё же на этот счёт иное мнение: «Считаю, что это признание моих книг обусловило популярность игр. Реальность такова, что игры использовали мой успех». Так это или нет — судить не нам. Но один минус в грандиозном успехе CD Project для писателя всё же был: книги начали переиздавать с обложками из игр, а многие новые читатели думали, что это книги написаны по играм, а не наоборот.

Стоит отметить, что в разработке сюжета игровой серии Сапковский не принимал никакого участия, даже как консультант. Да и в целом, он мало интересовался, что на основе его произведений сделали CDPRED — писателя не увлекают игры. А на вопрос о соответствии внешности героев, реализованной CD Project, его замыслу ответил так: «Я не знаю, как выглядят Геральт, Йеннифэр или Лютик. Для меня они — только буквы на бумаге».

Конечно, были и другие попытки обратиться к вселенной Ведьмака. Например, американское издательство Dark Horse Comics, начиная с 2014 года начало выпускать комиксы по сценарию Пола Тобина, с иллюстрациями Джэ Кэрио, а затем Петра Ковальского. В отличие от предшествующих работ поляков, эти комиксы были приняты хорошо. Но тут важно отметить, что за основу взяты в большей степени игры, нежели книги.

Ещё стоит обратить внимание на вышедшую в 2014 году книгу-фантазию с громким названием «Ведьмачьи легенды». Это сборник состоит из абсолютно разношёрстных рассказов: от очень близких к миру Сапковского, до весьма далёких. Авторами сборника является целый ряд именитых или не очень фантастов: Андрей Белянин, Мария Галина, Михаил Успенский и другие. Издана она была с ведома Анджея Сапковского и является своего рода данью уважения творчеству писателя.

Итак, через что прошёл Ведьмак за эти 30 с лишним лет, мы разобрались. А что нового нам стоит ждать? Конечно, второй попытки экранизировать историю о Геральте из Ривии. В этот раз за дело берётся американская компания Netflix, на счету у которой целый ряд успешных сериалов: «Очень странные дела», «Карточный домик», «Оранжевый — хит сезона», «Нарко» и многие другие. Выход планируется на 2019 год, и пока вовсю ведётся кастинг. На данный момент есть информация только об исполнителе главной роли, то есть Геральта — Генри Кавилле, известном нам по фильмам «Агенты А.Н.К.Л.», «Миссия невыполнима: Последствия», а также как Супермен в киновселенной DC.

Художник Bosslogic примерил образ Ведьмака к актеру, и его творчество оценили и Кавилл, и даже Netflix:

А сам Генри подтвердил свое участие с юмором:

Будем c нетерпением ждать новостей от создателей сериала и надеяться, что им удастся воплотить вселенную Сапковского не хуже, чем CD Project RED.

Автор: Кристина Горчилина
Редактор: Иван Карсаулидзе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть