Якутское кино от режиссёра, получившего признание на кинофестивалях по всему миру. Оно покорило Кинотавр и точно стоит вашего внимания.
«Пугало» из якутской деревни
Сюжет кинофильма повествует о знахарке из небольшой якутской деревни. Она вынуждена вести почти отшельнический образ жизни в ужасных условиях. Из-за своего дара исцелять людей с помощью потусторонних сил, она постоянно сталкивается с жестокостью со стороны соседей, вызванной страхом и непониманием. Её прогоняют из магазинов, дети кидают ей снежки в спину. Её оскорбляют в лицо и могут без зазрения совести ударить даже взрослые. Однако как только у этих соседей возникают проблемы, которые они не могут решить привычными способами, они идут за помощью к ней. А она всегда соглашается им помочь, несмотря на то, что эта «помощь» зачастую приносит ей самой лишь одни страдания, как физические, так и моральные.
Хронометраж для полнометражного фильма небольшой (70 минут), и он довольно скромен на события. «Пугало» имеет неспешный, размеренный ход повествования. В центре картины не столько сама история, сколько люди, с которыми она происходит.
Главным украшением этого фильма бесспорно является исполнительница главной роли Валентина Романова-Чыскыырай, известная этно-певица и заслуженная артистка республики. Это был её дебют в кино, однако она превосходно справилась с задачей показать трагичную судьбу человека с великим даром, не благодаря, а вопреки которому, сохраняющего своё доброе сердце.
Чувственные истории в необычном сеттинге
Сформировавшийся ещё в «Костре на ветру» и развившийся в «Нет бога кроме меня» фирменный стиль режиссёра-самоучки Дмитрия Давыдова не изменяет себе и в «Пугале». Его фильмы рассказывают очень личные, чувственные истории в неповторимом сеттинге и колорите якутской глубинки. Однако в этом фильме тема семьи, являющаяся центральной в предыдущих лентах, слегка отошла назад, и на первый план вышла тема одиночества и отрезанности от общества. Таким искренним его кино получается благодаря тому, что он не по наслышке знаком с тем, чём снимает. До того, как полностью посвятить себя кинопроизводству, Дмитрий работал учителем в родном селе и даже влезал в долги, чтобы снять свой дебютный фильм. При просмотре его работ зрителя словно обволакивает киноязык и атмосфера и переносит в этот мир. Создаётся ощущение, будто ты смотришь на развитие истории не с экрана, а своими глазами, сосуществуешь с героями. Подобные чувства при просмотре я последний раз испытывал смотря «Брачную историю» Ноа Баумбаха.
Почему «Пугало» вовлекает?
Такое восприятие создаётся во многом благодаря достойной работе бессменного оператора Давыдова, Ивана Семёнова. «Пугало» изобилует статичными планами, охватывающими быт деревни, природу и угрюмую, но по-своему очаровательную городскую реальность. Эффект «потрясывания камеры» добавляет событиям приземлённости и реалистичности, ещё больше вовлекая зрителя в происходящее.
Другим важным элементом, способствующим погружению зрителя, является звуковое сопровождение. В основном актёрам аккомпанирует лишь тишина и звуки природы, но в некоторых сценах настроение создаётся при помощи немного тоскливой игре на кырыымпе, традиционном струнном инструменте. Эта якутская скрипка также играет определённую роль в сюжете. Монтаж в фильме служит лишь связующим звеном между сценами с «недвижимой камерой». Он добросовестно справляется с этой работой.
«Пугало» ещё одно достойное произведение самобытного и, увы, весьма далекого от российского зрителя якутского кинематографа. Это кино, вопреки небольшому хронометражу и некой событийной скудности сюжета, смогло вместить в себя очень многое. Просмотр фильма будет не из лёгких, но вы получите немало впечатлений от этого. Несмотря на то, что Дмитрий получил признание кинокритиков на фестивалях по всему миру ещё в 2016-ом году, его произведения никогда не имели большой коммерческий успех. Это не только его первый фильм, вышедший в широкий российский прокат, но и первый якутский фильм, добившейся такой возможности. У вас еще есть возможность сходить на него в кино или легально посмотреть на стриминговых сервисах. Такие авторские фильмы в нашей стране собирают очень немного, если вообще выходят в широкий прокат, так что поддержать материально его создателей — благое дело.
Автор: Александр Поляков
Редактор: Ольга Шарова