Закрыть
Вонг Кар Вай: что смотреть кроме «Чунгкинского экспресса»?

Вонг Кар Вай: что смотреть кроме «Чунгкинского экспресса»?

6-ого мая компания Иноекино выпустила в российский прокат 4К-реставрацию «Чунгкингского экспресса», культового лиричного фильма о любви и одиночестве в большом городе. В честь этого события мы решили ещё раз пройтись по фильмографии именитого гонконгского режиссёра и подобрать другие его кинокартины, заслуживающие вашего внимания.

Пока не высохнут слёзы (Wong Gok ka moon). 1988.

«Я никогда не думал о следующем разе, когда что-то делал. Только об одном».

Дебютный фильм Вонг Кар Вая рассказывает историю Ва, гангстера средней руки, столкнувшимся с судьбоносным выбором — счастливая спокойная жизнь со своей очаровательной кузиной или преданность принципам и своему непутевому другу и брату по «криминальному цеху».

Сюжет прост и незамысловат, а персонажи немного клишированные. Крутой, жёсткий парень с принципами; тихая, милая и обворожительная девушка, появившаяся как луч света в тёмной жизни нашего героя и несерьезный, безответственный юноша, постоянно влипающий в неприятности и желающий проявить себя. Несмотря на это, «Пока не высохнут слезы» — мой любимый фильм Кар Вая. В этой картине он ещё не обрел той утонченности, что свойственна его самым известным и лучшим по мнению критиков и кинолюбителей работам. Поэтому в ней если драка, то жестокая и кровавая, если герои, то яркие и запоминающиеся, если чувства, то по-юношески страстные и пламенные, а если драма, то такая, чтобы зрителю хотелось плакать.

Огромную работу для создания этой атмосферы по-шекспировски бурных чувств делает визуал. Вонг Кар Вай известен, как режиссёр-визионер и уже в своем дебюте он полностью оправдывает это звание: неестественно яркое неоновое освещение, пёстрые цвета и выдающаяся операторская работа. А аккомпанируют этому калейдоскопу из красивых сцен проникновенные хиты звезд гонконгских поп-звёзд 80-х. Местами простоватая, неогранённая, но очень чувственная работа о выборе и о красоте юной любви.

Дикие дни (Ah Fei jing juen). 1990.

«Я слышал, что есть птица без ног. Она может только летать. Когда она устаёт, она спит на ветру. Эта птица может сесть на землю только один раз. Когда она умирает…».

В своем втором фильме Вонг Кар Вай захотел отойти от криминальной тематики и снять что-то более нестандартное и личное. На смену современности пришли 60-ые, вместо шумного, людного и неонового Вонкока — бедные, грязные трущобы окраин и жаркие Филиппины. Картина рассказывает историю Юдди, сыгранного звездой кантопопа Лесли Чуном, молодого парня ведущего гедонистический образ жизни. Он не работает: живет и развлекается на деньги приёмной матери. Благодаря своей красоте и искусству обольщать он пользуется большим успехом у женщин, однако всячески избегает любых серьёзных отношений. Вместо этого он предпочитает менять женщин, как перчатки и собирается лишь в самом конце понять кого он по-настоящему любил. Больше всего Юдди заботит тайна его настоящих родителей, и, когда мачеха раскрывает ему правду о родной матери, он, недолго думая, отправляется на встречу с ней.

Возможно, «Дикие дни» — самый важный фильм в карьере режиссера. В нем он отточил свою манеру снимать кино: без сценария, руководствуясь лишь интуицией и эмоциональным восприятием задумки и позволяя актерам самостоятельно дополнять образы персонажей. Снимать для атмосферы и созерцания, а не ради сюжета. Так, чтобы зритель не понимал, а чувствовал. Именно в этом фильме команду режиссёра пополнили оператор Кристофер Дойл и Тони Люн Чу Вай — люди, которые помогут Вонг Кар Ваю дальше формировать свой киноязык и станут звездами его следующих работ. Эта картина заложила те лейтмотивы, которые продолжат развиваться в других его картинах: случайные встречи людей и их отношения, то как они встречаются и расстаются и то как все, по-большому счёту, хотят лишь одного — любви. Меланхоличная история, которую не загнать в жанровые рамки, такая простая, но такая глубокая, задающая сразу все важные вопросы. Артхаус в лучшем его проявлении.

Прах времён (Dung che sai duk). 1994.

«Говорят, все беды человека — от памяти».

Довольно нетипичный для Вонг Кар Вая фильм, в первую очередь из-за своего жанра, места действия и литературной основы, оттого и особенно интересный. В центре сюжета история Оуян Фэня, мастера боевых искусств, отвергнутого любимой женщиной и ставшего посредником между наемными убийцами и людьми, которые за эти убийства были бы готовы заплатить. Наблюдая за судьбами разных мастеров клинка и людей, попавших в беду, он переосмысливает свои взгляды на любовь и одиночество.

В качестве центральной проблематики картины выступает бремя прошлого и воспоминаний. Несмотря на то, что формально это фильм в жанре Уся (приключенческое фэнтези о боевых искусствах) на передний план картина ставит не сражения, а диалоги главного героя с персонажами, которые так или иначе остаются узниками своего прошлого. Вопросы экзистенциализма раскрываются на фоне 6-ти глав, каждая из которых оспаривает тезис о вреде воспоминаний, выдвинутый в прологе.

Так как фильм за полтора часа стремится рассказать истории довольно большого количества персонажей я бы рекомендовал перед просмотром ознакомится с первоисточником хотя бы на уровне статей о героях на Википедии, чтобы не путаться во время просмотра, кто есть кто и лучше понимать происходящее. Однако, большое внимание в кинокартине уделено и схваткам. Сцены сражений и фехтования у каждого воина отличаются не только хореографией, но и стилем съемки, так во время битв невероятно быстрого воина Хонг Ци присутствует эффект «нехватки кадров» и «рваной съемки», будто оператор и камера не способны уловить все его движения. Прах времён — занимательная восточная притча с потрясающим визуалом, но непростая в восприятии.

Падшие ангелы (Do lok tin si). 1995.

«До моего дома не так далеко, и я знаю, что скоро мы расстанемся. Но в это мгновение я чувствую его тепло».

Идейное продолжение Чунгкингского экспресса. Тоже две любовные истории в центре сюжета, банка консервированных ананасов, играющая определенную роль в сюжете, да и даже сама закусочная «Midnight Express», которая была главной локацией предыдущего фильма, промелькнёт в кадре на пару секунд. Но с другой стороны Падшие ангелы являются и отражением экспресса: главные герои связаны с убийствами и криминалом, вместо полицейских; на протяжении всей картины на экране лишь несменяемая ночь, вместо сочетания дневных и ночных сцен в экспрессе, а на место милых чудачеств у героини предыдущей киноленты пришли отталкивающие странности местных девушек.

Сам режиссёр называл эти кинофильмы двумя сторонами одной монеты. Здешний Гонконг — это жестокий, порочный город, однако он не менее атмосферный и притягательный. Вся художественная и визуальная составляющая работает на отражение на экране манящей и опасной ночной жизни. Иногда, во время размышлений и монологов героев, фильм «ломает четвёртую стену». Например персонаж напрямую обращается к зрителю или может посмотреть прямо в камеру. Подобные приёмы вызывают сильное чувство сопричастности с происходящим, ты ощущаешь себя словно на экскурсии в этом уникальном городе.

Кристофер Дойл, в каждом фильме доказывающий свой безграничный талант, в этом творит что-то невероятное: крупные планы лиц актеров сверху вниз погружают зрителя в происходящую феерию, а сцены перестрелок с «рваной съемкой» и брызгами крови на объективе способны соперничать с лучшими аналогами из гонконгских боевиков, работами Джона Ву, маэстро этого жанра. А музыка в картине сочетает электронное, футуристичное звучание и традиционные инструменты, современный, почти клубный кантопоп и меланхоличный блюз. Стиль сочится из каждого кадра этого кино, а на фоне — истории героев, пострадавших от любви.

 

Любовное настроение (Faa yeung nin wa). 2000.

«Прошлое — это то, что можно мысленно увидеть, но невозможно коснуться».

Эту киноленту многие западные критики и кинолюбители называют лучшей в фильмографии режиссёра, и с этим тяжело спорить. Сам Вонг Кар Вай говорил, что это самое сложное произведение в его карьере, но и одно из самых важных. Сюжет картины снова переносит зрителя в Гонконг 60-х. В доходный дом в один день в соседние комнаты въезжают журналист Чоу Мо Ван и секретарша Су Ли Чжень со своими супругами. В силу особенностей профессий своих супругов наши герои часто остаются одни в своих комнатах и постепенно между ними завязывается дружба. Впоследствии они догадываются, что их спутники жизни изменяют им друг с другом. Общая боль сближает их еще сильнее.

Уже знакомые по предыдущим фильмам артисты Тони Люн Чу Вай и Мэгги Чун выдают в этой ленте, наверное, свой лучший актерский перфоманс. Персонажи в предыдущих творениях режиссёра часто были крайне запоминающимися и харизматичными, но иногда им немного не хватало утонченности. Ты смотрел на них и видел интересных киногероев на экране, однако в этом кино мы видим куда более многогранных, проработанных и похожих на реальных людей персон. Колоссальную работу для проработки этих изумительных образов делает Кристофер Дойл. Операторская работа постоянно концентрирует внимание на деталях: на аккуратном движении пальцами в сторону другого, стряхивании пепла с сигареты, мелькнувшем взгляде — эти моменты, словно кусочки мозаики плавно достраивают личности Чоу и Су.

В кинофильме много сцен в одних локациях, с идентичной постановкой кадра, с использованием одинаковых художественным приёмах, но происходящих в разные моменты времени. В них меняется лишь одежда на персонажах и манера взаимодействия друг с другом. Очень изысканный способ показать сближение главных героев. Их супруги крайне редко появляются в кадре, а когда это происходит, то мы не видим их лиц, только слышим голос. Любовное настроение — это тот случай, когда Вонг Кар Вай и его талантливейшая команда умудрились не только создать потрясающее аудиовизуальное оформление, но и рассказать очень трогательную, аккуратную и искреннюю историю.

2046. (2004)

«Все воспоминания омыты слезами».

Во многом эта картина — эпилог сразу к двум предыдущим лентам: «Любовное настроения» и «Дикие дни». Тем не менее она довольно самостоятельная в сюжетном плане, и её можно оценить, не ознакомившись с прошлыми работами режиссёра. Однако тогда вы рискуете упустить многие сценарные и визуальные отсылки. В центре сюжета бывший журналист Чоу, знакомый зрителю по предыдущему кинофильму Кар Вая, возвращающийся в Гонконг после нескольких лет жизни в Сингапуре. Он заселяется в небольшой отель, рядом с комнатой 2046, номер которой напоминает ему о былом. На протяжении всей киноленты эпизоды из жизни Чоу в гостинице перебиваются фрагментами из научно-фантастического романа, над которым он работает. В качестве лирического героя произведения выступает сам писатель, а другие персонажи вдохновлены проживающими рядом постояльцами.

За время, проведенное в Сингапуре, в большинстве своем оставленное за кадром, наш главный герой изменился почти до неузнаваемости. Из скромного, чуткого и романтичного мужчины он превратился в настоящего плейбоя, сексуального и циничного. Он так и не забыл Су Ли Чжень, и бремя утраченной любви не дает ему идти вперед, он хотел бы для себя счастливой концовки, но он не знает, как её написать. Тони Люн Чу Вай прекрасно справился с тем, чтобы снова удивить кинозрителей, вернувшись к прежней роли, но уже в другом амплуа. Весь остальной, уже проверенный актерский каст ему в этом соответствовал. Отдельно хотелось бы отметить Фэй Вонг, опять заворожившую меня собой. В этот раз в образе дочери хозяина отеля, страдающей от расстояния, разделяющего её с любимым из Японии и от не принятия этих отношений её отцом, а также в ипостаси андроида со сломанной душой и замедленной эмоциональной реакцией.

«2046» — самая долгая кинокартина из перечисленных, 120 минут вместо обычных 90. Это позволило Кар Ваю уделить достаточно времени историям сразу нескольких героев, сохранив размеренный темп повествования. Утонченный эротизм «Любовного настроения» сменился откровенной сексуальностью в клубах сигаретного дыма, а прелесть влюбленности — горечью её утраты. «2046» может заставить зрителя грустить и сетовать на обстоятельства весь фильм, но в конце он подарит ему силы двигаться дальше.

Автор: Александр Поляков
Редактор: Ольга Шарова
Источники фото: КИНОПОИСК И IMDB 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть