Закрыть
Автомобильный экшн 70-х

Автомобильный экшн 70-х

Мощные моторы и элегантные формы: машины, популярность которых породила не только нефтяной кризис, но и новый жанр кинематографа.

70-е были без сомнения насыщенным десятилетием, но помимо вывода войск из Вьетнама, Уотергейтского скандала, сексуальной революции и восхождения знаменитых музыкальных групп, они были эпохой расцвета Muscle car. Очень мощные автомобили, обладающие максимально стильным и в меру агрессивным внешним видом. При этом они были достаточно доступными, чтобы стать популярными среди широких народных масс.

Любовь народа к таким машинам, их технический потенциал к зрелищным трюкам, эффектным погоням, да и просто притягивающий к себе внимание внешний вид оказали определенное влияние на кинематограф. Сформировался целый неофициальный жанр кинокартин, который лично я называю «автомобильным экшеном». В этих кинолентах главными звездами были даже не харизматичные, слегка загадочные и преимущественно молчаливые главные герои, а каскадёры за рулём этих маслкаров, выполняющие опасные, но крайне впечатляющие трюки на безумных скоростях. Мы составили разнообразную подборку таких фильмов, способных заинтересовать не только моторхедов и автолюбителей, но и людей, которым просто нравятся качественные, атмосферные и проверенные временем боевики.

Буллитт (Bullitt).1968.

Картина представляет собой атмосферный полицейский триллер, главный герой которой — современный американский ковбой — Буллит, детектив с непоколебимыми принципами и лёгким пренебрежением к должностным инструкциям. Эта роль стала одной из самых известных в фильмографии Стива Маккуина, ибо он в ней смотрится просто превосходно. Он отыгрывает крайне харизматичного, но всё же довольно реалистичного персонажа. При просмотре ты веришь в то, что перед тобой на экране будто не киногерой, а простой человек. Человек, делающий своё дело несмотря на опасность и то, что при такой работе его могут серьезно ранить или убить. Будучи детективом, он сталкивается с вещами, которые способны превратить даже самых чувственных и оптимистично смотрящих на жизнь людей в закостенелых циников. Однако, он остаётся верен своей профессии и своему долгу, так как считает это правильным.

Сюжет же не слишком замысловатый, но очень простым или банальным его назвать язык не повернётся. В начале он может показаться несколько скомканным, но постепенно он развивается, и к самому концу красиво раскрывает все карты перед зрителем, отчего за развязкой следишь с неподдельным интересом. Прекрасные обволакивающие джазовые музыкальные мотивы кинокартины и великолепная работа оператора-постановщика создают неповторимую атмосферу того времени, самого конца 60-х, плавно перетекающих в 70-е. Ну и большой и сочной вишенкой на этом торте является бесподобная десятиминутная сцена погони Буллитта на темно-зелёном мустанге (ставшим символом фильма, наравне с актером) за убийцами на чёрном Dodge Charger. Эта сцена заслуженно считается одной из величайших автомобильных погонь в фильмах по результатам опросов и топов, составленных различными американскими и британскими изданиями. Рёв мощных моторов, визг резины и изумительная работа операторов, профессионального автогонщика Била Хэкмена (в роли пытающегося скрыться водителя-преступника) и самого Маккуина, также обладающего незаурядными гоночными навыками. Во многом благодаря этому эпизоду лента и удостоилась «Оскара» за лучший монтаж.

Смоки и Бандит (Smokey and the Bandit).1977.

 

Самый по-хорошему несерьезный и комедийный фильм в этом списке. В центре сюжета обворожительный Бандит, сыгранный Бёртом Рейндольдсом, который вместе со своим напарником, Снеговиком, берется за щедро-оплачиваемый заказ по перевозке 400 ящиков пива контрабандой из Техаса в Джорджию за 48 часов. В пути Бандит подбирает сбежавшую из-под венца невесту и, впоследствии, дает ей кличку «Лягушка» за её импульсивность. Однако, подобрав девушку, он наживает себе врага в виде шерифа Бьюфорда Джастиса. Противник начинает преследование наших героев, так как Лягушке предстояло выйти за его недалекого сына Джуниора.

Главным украшением картины является сам Бандит. В нём от классического нахального ковбоя буквально всё. Вызывающий внешний вид —характерная шляпа, роскошные усы, джинсы и красная рубашка. И подходящий такому образу характер — он безбашенный и харизматичный, он всегда держит ситуацию под контролем, а самодовольная ухмылка не покидает его лица. И тяжело представить автомобиль, лучше подходящий для такого ковбоя, чем Pontiac Firebird Trans Am. Черный, словно воронье крыло, с жёлтым контуром и украшающим капот узором феникса. Чтобы зрелищно смотреться вместе этой парочке и делать ничего не надо, а когда машина безудержно несётся по шоссе под задорное кантри или обводит вокруг пальца полицейских, зрителю остаётся только наслаждаться этим и хотеть ещё.

Отдельно хочется отметить химию между персонажами: Снеговик — это идеальное попадание в образ душевного закадычного приятеля, Лягушка — хоть и представляет собой типичную даму в беде, достаточно интересна и мила, чтобы не теряться на фоне, а принципиальный шериф Бьюфорд ответственен за большинство комичных сцен в фильме и отлично смотрится в роли антагониста. В своё время картина имела не просто финансовый успех, а колоссальный триумф, он окупился почти в 30 раз и по сборам в год выхода уступил лишь Звёздным Войнам. Незатейливый и наивный «Смоки и Бандит» обладает достаточным очарованием, чтобы развлекать зрителя даже спустя полвека и выделятся на фоне остальных подобных кинокартин.

Водитель (Driver).1978.

На мой скромный взгляд это самый стильный фильм в этом списке. Будучи только второй режиссерской работой Уолтера Хилла, она представляет собой образцовый неонуар. «Серые» протагонист с антагонистом, роковая женщина и царствие ночи в мегаполисе, под покровом которой закон теряет свою власть. Главный герой — водитель, невероятно талантливый. Он управляется с автомобилем так, словно за рулем сидел с рождения, и город он знает как свои пять пальцев. Он зарабатывает на жизнь тем, что помогает преступникам скрываться с мест ограблений. Во время одного из дел, из-за ошибки его подельников нашего героя замечает таинственная девушка, Игрок, но она притворяется, что не видела его на опознании. Раздосадованный таким стечением обстоятельств Детектив, уже давно мечтающий упечь неуловимого Водителя за решетку, угрожает девушке, напоминая об её криминальном прошлом. Он решает подставить и посадить своего главного противника, наняв его через других на ограбление, которое он сам и организовал.

Впоследствии режиссёр рассказывал, что не хотел делать классическую остросюжетную криминальную драму, он хотел снять жанровое кино, выделяющееся на фоне других картин сценарным минимализмом, отсутствием деталей и упором на драматический эффект. И у него это без сомнений получилось. «Водитель» не тот случай, когда стиль ставят выше содержания, а тот, когда стиль это и есть само содержание. Отсутствие имён у персонажей, минимальное количество диалогов, но тщательно проработанный аудиовизуальный ряд и впечатляющая постановка сцен — отсекается всё, что может «отвлечь» зрителя, остаётся лишь то, на чём стоит концентрировать внимание.

Основной экшн в картине, конечно, погони, однако самая запоминающаяся на мой взгляд сцена — это момент с доказательством бандитам своих умений в гараже, путем планомерного и филигранного уничтожения их машины, но так, чтобы сидящие внутри не пострадали. Техническая часть в фильме выполнена бесподобно, начиная от работы оператора-постановщика и заканчивая цветами, монтажом и звуковым сопровождением. Увлекательное противостояние двух достойных соперников в стильном, неонуарном произведении, в свое время вдохновившем Николас Виндинг-Рефна на съёмки «Драйва».

Исчезающая точка (Vanishing point). 1971.

История «последнего американского героя». Картина повествует о приключении перегонщика авто Ковальски. Он берется за заказ о доставке белого Dodge Challenger 1970-го из Денвера в Сан-Франциско. По условиям договора доставить машину ему нужно только к понедельнику, однако он поспорил с дилером амфетаминов, что приедет на место уже к 15:00 воскресенья, на бесплатную порцию средства, чтобы он мог гнать всю ночь без перерывов на сон. Весь фильм — это одна большая поездка нашего героя на высоких скоростях через территорию трёх штатов. На протяжении всего пути его регулярно преследует и устраивает засады полиция. В это время слепой диджей с популярного и свободолюбивого радио, проникнувшийся авантюрой Ковальски, даёт ему разные советы, как избежать ловушек, а также ведет аудиорепортаж о погоне для всех слушателей. В течении всего фильма у протагониста постоянно возникают вспышки памяти, проливая больше света на его весьма благородное и трагичное прошлое.

Сюжет в ленте сведён к необходимому минимуму, акцент же делается на персонажах. В своем путешествии Ковальски встречает множество разношерстных и колоритных персон, которые в другой кинокартине бы выделялись и выглядели ненормальными и даже сумасшедшими, но в этом произведении они смотрятся весьма аутентично, благодаря её немного сюрреалистичному настроению и атмосфере. Кино изобилует широкими планами красот природы: пустыни и горы Невады, мощные реки и поросшие небольшими деревцами склоны холмов у дороги в Юте. Приятный саундтрек из разножанровых композиций того времени, добавляющий происходящему ещё большей динамики и задающий настроение — когда напряженное, а когда расслабленное и почти комичное. Самый необычный фильм в списке, хотя и понимаешь это не сразу, а только под конец. На самом деле он ни про стильные мощные машины, ни про красивые маневры при уходе от полиции и даже ни про красоту и атмосферность американских пейзажей. Он обращается к теме экзистенциализма и настоящей свободы. Наш герой потерял слишком много, и удовольствие, которое ему приносит эта безрассудная поездка, одна из немногих вещей, что его радует. Ему не нужны ни деньги, ни девочки, ни таблетки и даже слава. Всё, ради чего он теперь живёт — это нога на педали и руки на руле, и он никому не позволит это у себя отнять.

Угнать за 60 секунд (Gone in 60 seconds). 1974.

Сюжет кинокартины, как и почти принято в этом жанре — невероятно прост. Банда автоугонщиков получает крупный заказ на 400 тысяч долларов за 48 машин, которые должны быть угнаны за одну неделю. И если с большинством машин им удалось управиться без помех, то с тем, чтобы добыть «Элеанор», желтый Ford Mustang 1973, главарю команды придётся сильно повозиться.

Наверное, самая культовая и известная картина в списке, и, по-моему мнению, это главная работа в этом жанре. Такого высокого статуса она заслуживает не потому что в ней самый эффектные трюки и погони и не потому, что в ней самый крутые авто или самые харизматичные персонажи. Хоть всё вышеперечисленное могло бы иметь справедливые претензии на то, чтобы считаться таковыми. Этот фильм я считаю главным автомобильным экшеном той эпохи потому что почти вся заслуга за создание этого произведения принадлежит одному человеку — Генри Блайту Галицки. Сколотив небольшое состояние на ремонте и продаже подержанных автомобилей, он приступил к созданию кино своей мечты. Он выступил в роли режиссёра, сценариста, продюсера, исполнителя главной роли, а также все автомобильные трюки он выполнил сам. Он отлично разбирался в автокультуре и снял малобюджетное кино, которое хотя и было полностью построено на его авторском видении, стало настоящим хитом и вошло в историю кинематографа как одна из самых прибыльных картин.

Генри Блайт был настолько увлечён своим делом, что это его и погубило: он погиб при съемках сиквела в 1989 году. Тот факт, что у создателей такой киноленты был такой скромный бюджет (1 миллион долларов) сделал её только интереснее. Большинство авто были предоставлены самим Галицки, многие незапланированные аварии и сцены вошли в фильм, множество полицейских, врачей и обычных гаражах даже не знали, что находятся на съемках, поэтому их реакции получились максимально реалистичными. Вся лента строится вокруг потрясающей 40-минутной сцены ухода «Элеанор» от полиции, и за неё она даже получила своё место в титрах рядом с актёрами. «Угнать за 60 секунд»— уникальное явление своей эпохи, когда история создания фильма в интересности может посоперничать с ним самим, а само произведение пропитано любовью к потрясающим автомобилям этого десятилетия.

Автор: Александр Поляков
Редактор: Ольга Шарова
Источники фото: Кинопоиск и Imdb

Закрыть