Закрыть
Если бы у Будды была камера: корейский режиссер Ким Ки Дук

Если бы у Будды была камера: корейский режиссер Ким Ки Дук

Он мало знаком широкой публике, но почитаем на международных кинофестивалях. Режиссер Ким Ки Дук маргинален даже для своей страны и гордится этим, как почетным званием. Для западного мира он стал признанным символом азиатского кинематографа наравне с такими мастодонтами, как Такеши Китано или Вонг Карвай.

Ким Ки Дук южнокорейский кинорежиссёр

Его картины трудно смотреть неподготовленному зрителю, не знакомому с корейскими реалиями жизни. Почерк Ким Ки Дука можно назвать радикальным артхаусом для особой эстетствующей публики, где чувство прекрасного вывернуто причудливым образом. Американский критик Роджер Эберт описал это как извращенную поэтичность, «как если бы маркиз де Сад писал пейзажи пастелью», и, кажется, лучшего сравнения не подобрать, ведь Ким Ки Дук в самом деле некогда был живописцем, изучая это искусство в Париже. Свои киноработы он тоже пишет широкими самобытными «мазками». Его картинами можно восхищаться или испытывать к ним отвращение, но равнодушным остаться не получится.

Остров Для европейца азиатская эстетика – штука сложная, она часто шокирует своей жесткостью и отталкивающей натуралистичностью, тягостной безысходностью. Там, где европеец стремится прикрыть, отвести взгляд или выразиться метафорой, азиат бьет правдой прямо в лоб. В своих фильмах Ким Ки Дук, кажется, перепробовал на зрителе чуть ли не все болевые приемы. Прямо так, без анестезии. Эпизоды с крючками из фильма «Остров» (2000) запомнились публике даже быстрее, чем имя самого режиссера.

Но есть во всем этом жестоком реализме какая-то неубиваемая чистота. Прямо посреди грязи, в самой большой куче мусора вопреки всему обязательно находится нечто светлое и доброе. Нет абсолютного добра, как и абсолютного зла. Злодей способен на сострадание и доброту. Жертва может утешать своего мучителя, как в картине «Отель «Птичья клетка» (1998), где проститутка вытирает белой тканью избитое лицо своего сутенера. Это впору назвать стокгольмским синдромом и предоставить разбираться психиатрам, но, думается, здесь нужен был именно восточный взгляд, чтобы увидеть во всем этом трогательную, невинную красоту и суметь показать ее миру.

В молодости Ким Ки Дук хотел стать священником, он два года прожил в церкви для незрячих и, пожалуй, такое духовное стремление наложило отпечаток на творчество режиссера. В его камере словно продолжение проповеди. Его картины как буддистская медитация: герои молчаливы, сюжетные линии неспешны. Западный зритель привык к тому, что герой в истории – это тот, кто действиями должен изменить обстоятельства, но философия режиссера заключается скорее в бездействии, принятии, безмолвии. Режиссер напоминает Булгакова, немного мистик, его творчество полно символов, которые можно бесконечно перебирать как четки, искать скрытые смыслы и подтексты или не искать и просто наблюдать течение истории, как реку.

Ким Ки Дук никогда не станет востребован в широком прокате, он не умеет «угождать» зрителю, как это делают выученные режиссеры. Как Будда, он созерцает человечество, вглядываясь в собственный дух, а затем пересказывает увиденные образы на пленке с беспощадной прямотой, на которую способны только дети и азиаты. Такой откровенностью всех не очаруешь, но в душе «своего» зрителя она обязательно находит отклик.

Редакция Goodbye Office предлагает вам подборку фильмов, обязательных к просмотру для начинающих ценителей творчества Ким Ки Дука:

«Весна, лето, осень, зима… и снова весна» (2003)

Фильм, стоящий особняком во всем творчестве Ким Ки Дука, в котором режиссер просто не имел права остаться сторонним наблюдателем и сам сыграл одну из ролей. Именно с него лучше начинать знакомство с творчеством режиссера. Здесь нет шокирующих кровавых сцен, схваток или насилия. Медитативная картина, отраженная в судьбе двух буддистских монахов, повествует о цикличности жизни, власти желаний и о том, что судьбу определяет не столько высший замысел, сколько наши собственные поступки. Особого внимания стоит неповторимый визуальный ряд: плавучая пагода в центре озера, окруженная зеленью национального парка Чувасан. Остается только сожалеть, что пятнадцать лет назад возможности кинокамер были попроще.

«Пустой дом» (2004)

Магическая, сюрреалистичная картина о тонкой грани между реальностью и видением. Главный герой поселяется в чужих домах в отсутствие их хозяев, отплачивая за такое невольное гостеприимство починкой сломанных вещей, стиркой, уходом за растениями. В одном из домов он случайно встречается с его тихой хозяйкой, терпящей насилие от мужа и забирает ее с собой. Фильм настолько необычный, что объяснять его словами почти оскорбительно к тонкой, молчаливой эстетике чувств. Это нужно просто увидеть.

«Самаритянка» (2004)

Фильм-притча «Самаритянка» – одна из самых титулованных работ режиссера. Ким Ки Дук не был бы собой, если бы не сделал отсылку к духовному, на этот раз к католическому христианству. Тяжелая история, которая смотрится со странной легкостью, даже мелодичностью. Кажется, личные трагедии представительниц древнейшей профессии особенно дороги режиссеру, их образы он романтизирует и возводит почти в святость. В центре сюжета история отношений юной девушки Ё Чжин с ее подругой, молодой проституткой Чжэ Ёнг и овдовевшим отцом. Картина со сложным финалом, конечно, о любви, трепетной дружбе, грехе и его искуплении.

«Пьета» (2012)

Тяжелый фильм в духе радикального символизма для подготовленного зрителя и самых верных поклонников классического творчества Ким Ки Дука, получивший много престижных наград от критиков, в том числе и главную награду Венецианского кинофестиваля в год выхода. Название режиссер позаимствовал у статуи Микеланджело – скорбящей Девы Марии при снятии Иисуса с креста. Натуралистичным и жестким видеорядом рассказывается психологическая драма жертвенной материнской любви с неожиданной развязкой. Беременным, старикам и детям просьба воздержаться.

«Ариран» (2011)

Когда режиссер решает стать отшельником, но не забывает прихватить камеру с собой, или как Ким Ки Дук сотворил произведение из собственного творческого кризиса. Главный приз в конкурсе «Особый взгляд» в Каннах. После события на съемочной площадке фильма «Мечта», едва не приведшего к трагедии, потрясенный Ким Ки Дук оставляет кинематограф и три года прячется от мира в горной деревушке. Личная драма творца, выяснение отношений с самим собой, простая жизнь аскета и рыжий кот, записанные на простую камеру.

Автор: Елена Павлюкова

Фото: kinopoisk.ru

Закрыть