Закрыть
Какова роль современного героя в авторском кинематографе?

Какова роль современного героя в авторском кинематографе?

26 апреля прошла церемония вручения наград победителям 40-го Московского международного кинофестиваля. Гости надели самые красивые наряды, чтобы на фотографиях запечатлеть волшебные воспоминания. А какой же отпечаток в нашей памяти оставили герои фильмов — победителей?

Приз «Серебряный Святой Георгий» вручили Джованне Меццоджорне, итальянской актрисе фильма – открытия «Неаполь под пеленой» режиссера (далее реж.) Ферзана Озпетака. Ее героиня, Адриана, прожила в течение экранного времени весьма сложную и загадочную жизнь. Ей пришлось бороться со своими страхами и воспоминаниями из детства. Мать на глазах Адрианы застрелила отца, а затем покончила жизнь самоубийством. Психологически героиня застряла в этом возрасте, и ее задача заключалась в том, чтобы научиться отпускать прошлое и принимать настоящее.

Кадр из фильма «Неаполь под пеленой»

Еще одним обладателем «Серебряного Святого Георгия» стал Киран Чернок, актер фильма из Новой Зеландии «Заблудшие» реж. Дастина Финили. Его герой после освобождения из тюрьмы был не в состоянии найти понимание в обществе. Он вынужден бороться с самим собой в абсолютном одиночестве. Даже встреча с такой же отрешенной от мира девушкой не помогла решить проблему. Однако их любовь дает надежду на светлое будущее, вселяет веру людям, заблудившимся в смыслах своего существования.

Настасья Кински, актриса и член жюри основного конкурса, и актер Киран Чернок

Приз за лучший документальный фильм получила картина германо-бразильского производства «Чистильщики» реж. Ганса Блока и Морица Ризевика. Здесь, согласно законам документалистики, роли исполняют реальные люди, работающие модераторами социальных сетей. Служба безопасности пользователей интернета отвечает за фильтрацию фото– и видеоматериалов, недопустимых для просмотра, среди которых информация насильственного, криминального, сексуального, террористического и военного характеров. Люди, отсматривающие загруженные фото– и видеоматериалы, не имеют права рассказывать об этом кому-либо. Но то, что им приходится видеть, – приводит в шок, а иногда просмотр заканчивается даже самоубийством! Фильм вряд ли получит большое распространение в сети, потому что его контекст обнажает правду о внутренней работе цифрового мира.

Режиссеры Ганс Блок, Мориц Ризевик и монтажер Филипп Громов

Не знаю, можно ли вымышленные истории фильмов принимать за реальные, но иногда героям таких картин хочется верить и сочувствовать, как близкому человеку. Палестино-ливанская картина «Конфетка» реж. Ракана Маяси, получившая приз за лучший короткометражный фильм, рассказывает о героях, которые мечтают о создании семьи. Молодая пара запланировала ребенка, но из-за того, что парень находится в израильской тюрьме, где встречи ограничены, им приходится обходить законы и ради любви действовать по своим правилам. Героями фильма руководит желание испытать настоящую любовь, продлить, вопреки сложившимся обстоятельствам, ее существование.

Кадр из фильма «Конфетка»

Картины, способные перевернуть жизнь тысячи людей, зачастую основаны на реальных событиях. О них нельзя молчать. О них необходимо говорить, потому что трагедия, которая освещается в таких фильмах, коснулась большого количества людей. Приз за режиссерскую работу получил «Спитак» реж. Александра Котта. В основе сюжета — землетрясения, произошедшее 7 декабря 1988 года в Армении. Режиссер погружает своего героя в пограничное состояние между прошлым и будущем. После землетрясения он возвращается из Москвы, куда уезжал в поисках новой жизни, в Спитак, где погибли его жена и дети. Герой мечется в поисках смысла дальнейшего существования и пытается построить то, что сам разрушил.

Режиссер Александр Котт со своей супругой — актрисой Анной Цукановой-Котт

Но проблема человека может выражаться не только на фоне трагедий, о которых мы говорили ранее. Простое человеческое счастье заключается во взаимопонимании с окружающей средой.  Героиня фильма «Ню» реж. Ян Гэ — китаянка по происхождению, однако достаточно давно уже проживает в России. Через весь сюжет она проносит любовь к миру, выражая ее в различных формах. Режиссер картины, она же исполнительница главной роли, демонстрирует нам проблему недопонимания между людьми. Название фильма в переводе с китайского означает «корова», что символизирует мудрость. Российским зрителем «Ню» воспринимается как «обнаженность». Смогут ли люди когда-нибудь понимать друг друга, не взирая на несоответствие языковых реалий, национальность и религию?

Режиссер Ян Гэ

И вот мы добрались до победителя 40-го ММКФ. Фильм «Царь-птица» реж. Эдуарда Новикова помог почувствовать зрителям гармонию человека с природой. Каждый его шаг, каждое разрушительное действие по отношению к природе влекут за собой последствия. Действия разворачиваются в Якутии 30-х годов. Жизнь старика со старухой идет своим чередом. Совершенно внезапно у них на дворе появляется орел, который, по старинным преданиям, является предвестником беды. Старику кажется, что это несчастье обрушилось на него из-за того, что в детском возрасте он разрушил птичье гнездо. Дабы искупить свою вину, герои прикармливает птицу, которая впоследствии поселяется в их доме. Но приход советской власти в жилище стариков приводит к гибели орла. Кто теперь понесет ответственность за убийство священной птицы?

Председатель жюри Паоло Дель Брокко, продюсер Дмитрий Шадрин и режиссер Эдуард Новиков

Семь фильмов, герои которых мучаются вечным вопросом о существовании. Все они имеют право на счастливую и долгую жизнь, но для этого необходимо сделать правильный выбор. Все они помогают зрителю принять верное решение в сложной жизненной ситуации. Каждый герой не оставляет зрителя наедине с проблемой, всячески подталкивает его к принятию мудрого решения. В этом и заключается смысл авторского кино!

Автор: Наталия Меняева

Фото: Александр Сивов, http://40.moscowfilmfestival.ru/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть