Закрыть
Император и человек. Сближения не предвидится

Император и человек. Сближения не предвидится

На удивление актуальный спектакль «Римская комедия» по пьесе живого классика Леонида Зорина прошел в сотый раз на сцене Моссовета.

Император Домециан

Постановка этой пьесы Георгием Товстоноговым в Большом Драматическом театре была запрещена в 1965 после генерального прогона. И, видимо, на это были причины.

На первый взгляд кажется, смотришь классический спектакль 2014 года режиссера Павла Хомского «Римская комедия», действие которого разворачивается в первом веке нашей эры. Исторические костюмы. Декорации по известным скульптурам Рима. Ничего не предвещает актуальности и злободневности. Действие начинается с объявления глашатаем Римских новостей. И ты погружаешься в придворную атмосферу лести, лицемерия и честолюбия.

Древний Рим на сцене Моссовета

Император Домициан в исполнении Виктора Сухорукова собирает своих подданных в поисках поддержки. Мы видим, насколько порочна выстроенная Домицианом система прикормленных чиновников и деятелей искусства. Пафос и пустословие уже не устраивают Домициана и не достаточны, чтобы вести за собой народ. И он призывает к себе самого инакомыслящего поэта в государстве, можно сказать, диссидента, поэта Диона.

Главным конфликтом спектакля является столкновение двух мировоззрений: императора и поэта, правителя и человека.

С каждым словом Диона, сказанным в пустоту откормленных и румяных лиц знати, дистанция между ним и Домицианом становится угрожающей для последнего. Правде нет места, она нелепа и неприменима в многослойной лжи и хитросплетениях двора.

Интриги при дворе

В личной беседе император склонен прислушиваться к поэту, но осуждает его публично и отправляет в ссылку.  Призыв Диона убрать преступных придворных, перестать оберегать фасад, пренебрегая правдой, обрывают. Критика опасна и не полезна, особенно для молодежи. Здесь есть все, что актуально и сегодня: угроза нападения варваров как инструмент управления и поэт-конформист, воспевающий благочестие и нравы Рима, практично и быстро перестраивающийся под новую власть.

«Римская комедия» – это такое широкое поле для сатиры и обличений, что здесь зритель обязательно узнает знакомых персонажей, увидит своих близких и, возможно, себя.

Екатерина Гусева

Особенно хочется отметить игру Виктора Сухорукова. Его император, упивающийся властью, словно жадный ребенок, заполняет пространство сцены. Он понимает всю лживость придворных, слушает их очень торжественно и поддерживает такой чудный и знакомый пафос точной пластической игрой, дирижируя хором льстецов.

Екатерина Гусева, бесспорно, запоминается в роли обольстительной Лолии, свободной женщины, которая, зная слабость мужей, ведет свою политическую игру. И этот миловидный враг, в отличие от нелицеприятного поэта Диона, как раз и разрушает правление Домициана изнутри.

Дион

Это постановка заслуженно идет уже 4 года, и, уверен, будет идти еще столько же, а может, и дольше!

И действительно, после просмотра этого спектакля хочется сказать: «Классика бессмертна! Идите и смотрите!»

Автор: Алексей Дьячков

Фото: Моссовет, Getticket

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть