Закрыть
Честный лицемер. Марсель Бротарс

Честный лицемер. Марсель Бротарс

В Музее современного искусства «Гараж» проходит выставка знаменитого бельгийского художника-концептуалиста XX века Марселя Бротарса. Экспозиция «Марсель Бротарс. Поэзия и образы» представляет собой коллекцию из 80 работ художника, включая самые знаменитые его произведения — «Музей современного искусства, отдел орлов» и «Декор».  

Лицемер. Свой творческий путь Бротарс начал с журналистики и литературы. Ни публицистический труд, ни 4 сборника стихов не принесли бельгийцу ни славы, ни денег.  В 40 лет он оставил своё ремесло. Посмотрев на то, в каком русле развивается современное ему искусство, он пришёл к выводу, что может не хуже: «Смогу ли я что-нибудь продать и преуспеть в жизни. <…> Мне сорок лет… В конце концов ко мне пришла идея создать что-то лицемерное, и я тут же принялся за работу». Последующие 12 лет своей жизни, вплоть до самой смерти в 1976 году, Бротарс посвятил пластическому искусству. Именно на этом поприще он добился всего, чего желал прежде — более ста выставок по всему миру, интерес к своей личности и признание. Сейчас его работы хранятся в MoMA, «Тейт Модерн» и Центре Помпиду.

«Что это? Вообще-то, это предметы». Его творчество сложно и противоречиво ещё на уровне осмысления самого предмета искусства.  С одной стороны, автор осознает, что оболочка арт-объекта скрывает или, во всяком случае, должна скрывать глубокое внутреннее наполнение, идею. С другой — иронизирует на тему современного искусства, которое зачастую внутри формы не таит в себе никаких смыслов: вот форма, а дальше понимай, как знаешь. По этой ли причине или по какой-либо другой во многих своих работах Бротарс использует пустые яичные скорлупки и створки мидий. Внутри них нет никакого содержания, только воздух — отличная метафора на тему смысла современного искусства.

«Ready-made». По большей части бельгиец работает в технике «ready-made» («реди-мейд»), то есть встраивает в своё художественное пространство объекты из нехудожественного, наполняя их новым, неожиданным и непривычным смыслом. Помимо вышеупомянутых скорлупок и раковин моллюсков, он также использует мебель, одежду, инструменты и предметы домашнего обихода.

Важное место в жизни Марселя Бротарса занимали литература и режиссура. Было бы странным не увидеть связи с тем и с другим в пластических работах автора. Объекты, раскрывающиеся только во взаимодействии слова и образа, проекции фильмов, как элементы его сложных инсталляций, охватывают значительную часть пространства экспозиции.

«Это не произведение искусства». На экспозиции представлены его самые знаменитые знаковые произведения, такие как «Музей современного искусства, отдел орлов» и «Декор». В первом случае Бротарс выступает как бунтарь и пародист по отношению к существующей закостенелой системе музейной институции, от которой сам не единожды страдал. Различные предметы (бутылки, стаканы, сигары и пр.) с изображением орла, своеобразным символом власти, сопровождаются табличкой «Это не произведение искусства». Второе произведение «Декор. Завоевание» представляет собой две комнаты, одна из которых посвящена XIX, другая — XX веку. Предметы праздного времяпрепровождения (карты и пазлы) соседствуют с достижениями века в области военной техники (пушки, пистолеты, ружья и граната). Это своего рода метафора современной жизни: спокойствие, мир — штука относительная, где невинные развлечения и занятия возможны лишь в условиях полной защищённости.

«Мяу». Бротарс, очевидно, художник с очень тонким чувством юмора. Особенно ярко это проявляется в единственном на выставке саунд-арт-объекте под названием «Интервью с котом». Аудиофайл длинною в 5 минут представляет собой диалог автора с домашним питомцем. На все псевдоучёные вопросы из серии: «Этот цвет напоминает о шедеврах абстрактной живописи, не правда ли?» или «Это красивая картина?.. Можно сказать, что она соответствует ожидаемому в эпоху очередных преобразований в области концептуального искусства и методах изображения реальности?» и тому подобные, кот уверенно отвечает «Мяу!». Если это не ирония и сарказм по отношению к современным художнику великим псевдо-знатокам искусства, то, что же ещё?

Тем и жанров, затронутых бельгийцем в своих работах, немало. Они очень сложно взаимодействуют и переплетаются друг с другом. Попытки систематизировать творчество автора сейчас вряд ли окажутся успешными. Знай он об этом, его как незаурядную личность это однозначно позабавило бы. А попробовать поиронизировать над Бротарсом и вместе с ним можно в Музее современного искусства «Гараж». Выставка открыта для посещений до 3 февраля.

Автор: Виктория Буявых
Редактор: Дарья Каравашкина
Фото: Виктория Буявых

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть