Фильмы американского режиссёра Фрэнсиса Форда Копполы давно стали классикой мирового
кинематографа, которой неподвластно время. Вспомним хотя бы фильм «Крёстный отец».
Согласитесь, что тяжело найти человека, не видевшего эту картину! Тем не менее, помимо неё в
послужном списке мэтра 27 кинолент. GOODBYE OFFICE расскажет, какие из них обязательно стоит посмотреть, если вы ещё этого не сделали.
«Ты теперь большой мальчик», 1966. Многие именитые режиссёры начинали свой творческий путь с фильмов, главным героям которых от 14 до 25, поскольку пора юности является очень благодатной почвой для размышлений над вопросами бытия, становления личности, поиска своего места в окружающем нас сложном мире. Фрэнсис Форд Коппола не стал исключением. Фильм «Ты теперь большой мальчик» стал одним из первых его режиссёрских проектов. В центре событий 19-летний Бернард, находящийся под постоянным контролем своих родителей, ещё не познавший радостей любви и горечи поражений. Юноша не знает, как ответить взаимностью девушке, проявляющей к нему интерес, не догадывается о том, что жизнь может быть свободной от опеки бдительных мамы и папы. Но рано или поздно юноше всё же предстоит сделать решительный шаг в самостоятельную жизнь…
«Радуга Финиана», 1968. Искромётный фильм, поставленный по мотивам культового бродвейского мюзикла конца 40-х годов. Принесёт ли Финиану счастье и богатство на американской земле золотой горшок, подло украденный им у лепрекона Ога? Ответ можно получить, посмотрев фильм. Более того вы станете свидетелями весёлой «love story» между дочерью Финиана и беззаботным бродягой, а также увидите чудесное превращение злобного мэра в добряка — и, конечно, погрузитесь в незабываемую атмосферу американского мюзикла! Стоит отметить, что фильм был номинирован на премии «Оскар» и «Золотой глобус», а ассистентом Фрэнсиса Форда Копполы на съёмочной площадке работал никому тогда неизвестный Джордж Лукас. Главную роль в «Радуге Финиана» сыграл на тот момент уже пожилой, но по-прежнему бодрый и буквально заражающий оптимизмом Фред Астер.
«Люди дождя», 1969. После мюзикла Коппола неожиданно ставит драматическое роуд-муви, где главная героиня, казалось бы, имеет в свои молодые годы всё, что нужно для женского счастья: мужа, деньги и роскошный дом. Но душа всё равно томится! В один «прекрасный» день Натали, узнав о своей беременности, сбегает из дома и отправляется, в буквальном смысле, куда глаза глядят. На своём пути она встречает красавца Джимми — в прошлом перспективного футболиста, а ныне никому не нужного молодого человека с психическим расстройством. Пробудившийся в Натали материнский инстинкт и желание заботиться о Джимми ведёт героев к трагическому и необратимому концу. Несмотря на то, что фильм неизвестен широкой зрительской аудитории, критиками он считается одним из лучших образцов творчества раннего Копполы.
«Разговор», 1974. Психологический триллер, входящий в тройку величайших творений Фрэнсиса Форда Копполы и получивший солидное количество наград на кинофестивалях (включая «Золотую пальмовую ветвь»). Выпущенный накануне Уотергейтского скандала, который потряс США и заставил Президента Америки Никсона уйти в отставку, «Разговор» воспринимается едва ли не как пророческая картина. Главный герой, Гарри Коул, — опытный специалист по установке и эксплуатации прослушивающих устройств — «жучков». Также он занимается «прослушкой» по заказу сильных мира сего. Главный принцип работы Коула — не вмешиваться в дела своих клиентов, а заниматься исключительно своим делом. Однажды мастерство Коула уже стоило жизни трём людям. Гарри смог залечить эту душевную рану регулярными посещениями церкви. Однако, по всем признакам, крупный бизнесмен, заказавший Коулу «прослушку», планирует убийство. Сможет ли Гарри изменить своему принципу и предотвратить преступление?
«Апокалипсис сегодня», 1979. Военная драма, признанная в 2002 году британскими кинокритиками лучшей картиной последней четверти XX века. «Апокалипсис сегодня» удостоен двух премий «Оскар», приза «Золотая пальмовая ветвь» и трёх премий «Золотой глобус». В процессе работы над фильмом съёмочная группа отталкивалась от повести Джозефа Конрада «Сердце тьмы», однако сюжет ленты имеет ряд значительных расхождений с литературным произведением. В центре событий находится капитан спецназа Уиллард, который отправляется по заданию командования в Камбоджу с целью ликвидации обезумевшего полковника Уолтера Курца, руководящего местными повстанцами. Ознакомившись с досье полковника, в капитане Уилларде просыпается интерес к нему. Прибыв в Камбоджу с ним и его группой начинают происходить необъяснимые события и явления, из-за которых Уиллард сам лишается рассудка. Грязь, хаос, наркотики — все это атмосфера фильма, которая делает картину по-настоящему жуткой и мрачной. Именно за реализм «Апокалипсис» и ценится. Актёрский состав великолепен: Марлон Брандо, Мартин Шин, Фредерик Форест, Роберт Дюваль и другие не менее известные актёры.
«Изгои», 1983. Ещё одна экранизация авторства Копполы. На этот раз по одноимённой повести американской писательницы Сюзан Элоизы Хинтон, описывающей Оклахому 1960-х годов сквозь призму явления подростковых бандитских группировок, воюющих друг с другом. Речь идёт о группировках «бриолинщиков» и «тузов», разделённых по имущественному признаку. Всё идёт своим чередом до тех пор, пока два парня-«бриолинщика» не влюбляются в девушек, живущих в районе, где всем заправляют «тузы». Несмотря на то, что фильм малобюджетный (что нехарактерно для Копполы) и особого успеха среди зрителей не имел, актёры-подростки, снимавшиеся в фильме, такие, как Ральф Маччио, Си Томас Хауэлл, Мэтт Диллон, Патрик Суэйзи и Том Круз, впоследствии станут звёздами мирового уровня.
«Бойцовая рыбка», 1983. Ещё один фильм на схожую с фильмом «Изгои» тематику, который тоже снят по произведению писательницы С.Э. Хинтон, но ставший отдельным явлением в американском кинематографе 1980-х. Открытие Фрэнсисом Фордом Копполой юных талантов здесь продолжилось. В частности, после премьеры картины «Бойцовая рыбка» проснулись знаменитыми Микки Рурк и Николас Кейдж. Рассказ о жизни двух братьев, брошенных матерью-алкоголичкой и предоставленных самим себе. Старший брат по кличке «Мотоциклист» — взрослый криминальный авторитет. Младший — юноша, подражающий «Мотоциклисту» во всём и пытающийся завоевать уважение в преступных кругах города. Однако время бандитских группировок постепенно подходит к концу — власть в криминальных слоях переходит к наркоторговцам… Фильм выделяется своим сюрреалистическим почерком и графическими решениями, довольно смелыми для начала 1980-х годов.
«Пегги Сью», 1986. История о том, как девушка вышла замуж. Это лёгкая романтическая комедия-мьюзикл, напоминающая по стилистике ранние фильмы Копполы. Придя на встречу выпускников, посвящённую четвертьвековому юбилею со дня окончания школы, Пегги падает в обморок, а очнувшись, неожиданно обнаруживает себя вновь юной, переместившейся во времени в 1960 год. При этом житейский опыт не утратился — Пегги просто очутилась в своём теле 25-летней давности. Казалось бы, теперь можно многое исправить и сказать то, о чём в своё время Пегги боялась и думать! Но принесёт ли это счастье девушке, воспользуется ли она представленной возможностью?
«Дракула», 1992. В начале 1990-х Фрэнсис Форд Коппола обращается к теме трансцендентности, мистики и снимает один из самых своих известных фильмов — «Дракула». Взяв за основу классику готической литературы — одноимённый роман Брэма Стокера, а также пригласив на главные роли Вайнону Райдер, Киану Ривза, Гэри Олдмэна и Энтони Хопкинса, Копполе удалось снять картину, ставшую своеобразным «золотым стандартом» фильмов ужасов. К тому же, «Дракула» — последний культовый фильм Копполы, получивший три премии «Оскар» и пять премий «Сатурн» в различных номинациях. Сюжет же повествует нам о том, как начинающий лондонский риэлтор Харкер едет в небезызвестную Трансильванию, дабы помочь некоему графу Дракуле приобрести недвижимость в Лондоне. С этого-то и начинается кошмар в жизни молодого человека…
«Джек», 1996. Несмотря на то, что позднее творчество Копполы критики стабильно подвергают обструкции и считают несостоятельным, завершить наш список хотелось бы доброй трагикомедией с элементами фарса — «Джек». Маленький мальчик Джек страдает диковинным заболеванием: в свои десять он выглядит на все сорок, потому что растёт в четыре раза быстрее сверстников. Он не помещается за партой, над ним издеваются одноклассники, единственный человек, с кем он может играть — его мама. Но где-то внутри себя Джек всё равно остаётся ребёнком, ему хочется заводить друзей, веселиться, порой даже размышлять о том, кем он станет, когда повзрослеет не только внешне, но и внутренне.
Автор: Павел Новиков
Редактор: Эрна Асатрян
Фото: kinoafisha.info, kinopoisk.ru, gettyimages.com/photos/gabriel-olsen