Закрыть
«Тренер»: Все бывает в первый раз

«Тренер»: Все бывает в первый раз

Компания «Централ Партнершип» совместно со студией «Тритэ» Никиты Михалкова представила режиссёрский дебют известного актёра Данилы Козловского — спортивную драму «Тренер».

За последнее время это уже второй режиссёрский дебют актёра в российском кино: 3 мая состоится премьера фильма «Собибор», снятого небезызвестным Константином Хабенским. Но если киносочинение Хабенского является пересказом истории про единственный успешный бунт заключённых в нацистском лагере смерти и взглядом, устремлённым в прошлое, то фильм Козловского представляет собой куда менее печальную историю, разворачивающуюся в наше время.

Известный футболист Юрий Столешников, игрок московского футбольного клуба «Спартак», которого сыграл сам Данила Козловский, не смог забить пенальти на футбольном матче против Румынии. Тяжело переживая неудачу, принял решение завершить карьеру на футбольном поле. Спустя два года Столешникова приглашают в город Новороссийск тренировать местную команду второго дивизиона «Метеор», — и вот фильм рассказывает чудесную историю о том, как бывший «спартаковец», упорно борясь с нежеланием футболистов работать, с разгильдяйством руководства клуба и с равнодушием мэра города, выводит почти что развалившуюся команду из провинциального городка в футбольный клуб мирового уровня.

Ещё до выхода фильма к зрителю, его (фильм) начали усиленно поливать грязью со всех сторон. В частности, скептики не верили в режиссёрские таланты актёра, «играющего везде самого себя». Многие, прочитав, о чём фильм, сделали голословный вывод, что-де Козловский снял всё это с пропагандистскими целями и в интересах сборной России по футболу, не так давно показавшей в очередной раз низкий уровень игры. Даже за саундтрек досталось Даниле Валерьевичу! В частности, за песню культовой группы DDT «Это всё», которую некоторые рецензенты называли «ненужным старьём» и «идущей параллельно с сюжетом».

Словом, любят у нас в России ополчиться и поругать.

Прежде всего, хотелось бы отметить, что «Тренер» является первым фильмом, который снял Козловский. Мало того, Данила выступил в этом проекте и как сопродюсер, один из авторов сценария — да и главную роль, между прочим, сыграл тоже он. То есть, совмещая все эти ипостаси, мы получаем поистине титанический труд. И лить на «Тренера» потоки грязи, тем более, даже не посмотрев его, — очень низко.

Первое, что очень радует глаз на протяжении всей ленты — это прекрасная актёрская игра. Прежде всего, великолепен сам Козловский, глядя на которого, забываешь о том, что никакого Юрия Столешникова в природе не существует и что это постановка. Порадовал и Андрей Ильин, внёсший своим присутствием душевность в картину. Приятно удивила и Ирина Горбачёва, сыгравшая президента ФК «Метеор» и показавшая в каждом эпизоде мощь скрываемых эмоций, а также, собственно, умение эти эмоции скрыть. И, конечно, успешно в фильме выступила Ольга Зуева — молодая актриса.

Моменты, снятые на футбольном поле, напоминают по стилистике нечто среднее между репортажем с «Матч-ТВ» и сводками Александра Невзорова с полей брани Первой Чеченской. Бесспорно, что не каждому зрителю такое видение игры в футбол будет близко, однако таким образом Данила Козловский и Фёдор Лясс (оператор-постановщик) показывают, что профессиональный спорт зачастую жесток и груб, и футбольное поле иной раз немногим отличается от зоны боевых действий.

Кстати, что касается операторской работы, то не везде она была сфокусированной на том, на чём этого требовал момент. Однако некоторые кадры можно назвать украшением фильма, в том числе и снятые с воздуха.

Разумеется, просчётов в фильме избежать не удалось. Некоторые диалоги и ситуации затянуты (как в эпизоде с полицейскими и машиной Столешникова в начале фильма), некоторые и вовсе «притянуты за уши» и неправдоподобны (в частности, почти все реплики младшей сестры Вари — возлюбленной Юрия — и связанные с ней события). Касаемо саундтрека — если чёрный рэп и слушался по принципу «куда ни шло», то Луи Армстронг был совершенно неуместен, а уж «Последняя поэма» в исполнении хора бородатых мужиков, по виду только вышедших из барбершопа, и вовсе смотрелась карикатурно.

Кстати, песня «Это всё» как раз единственная, которая была на своём месте. Кадры, которые она сопровождала, смело можно назвать лучшими в фильме. И если бы фильм ими и был закончен — картина смотрелась бы более выигрышной, ибо концовка в кино даже важнее начала.

Словом, огрехи в фильме есть. Но давайте не забывать, что это ДЕБЮТНЫЙ фильм режиссёра Козловского, и для дебютного фильма он смотрится очень даже неплохо. Да, если бы подобную картину снял тот же Никита Михалков (один из продюсеров фильма, кстати), или Георгий Данелия (который вряд ли уже что-нибудь снимет) — вал критики со всех сторон был бы уместен. А те, кто подобно Даниле только встают на путь режиссуры, нуждаются в поддержке, и огульное охаивание им уж точно не пойдёт на пользу.   

В целом, фильм оставляет двоякое впечатление. Возможно, что современный российский футбол — это грязь, подкуп судей, сплошной «договорняк» и непрофессионализм игроков, сидящих на зарплатах и премиях. Проект, кстати, затевался как раз в то время, когда сборная России обнажила свой позор. Учитывая это, «Тренера» можно воспринимать и как этакий укор тем, кто, показывая свой лютый непрофессионализм на поле, идёт после в бар и просаживает там десятки тысяч долларов. Но при этом, фильм даёт надежду. Надежду на то, что если так уж всё плохо и уныло, значит, скоро у нас появится свой Юрий Столешников.

Что же, будем надеяться.
Итого: 6 из 10.

Автор: Павел Новиков
Фото: msk.mr7.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть